Сайт учителя начальных классов Чугуновой Юлии Евгеньевны

Меню сайта
Мой сайт
на проекте
Мой блог
на сайте
Готовимся к ВПР
Тренируемся дома
Развиваемся
Я помню!Я горжусь!
Форма входа

Образование
Афоризмы
Поиск
Электронный журнал
Войдите нажатием на картинку
Кнопка сайта

     Это – Комаров Алексей Никанорович (1879-1977 гг.), художник, ставший  вместе с В.А. Ватагиным основоположником русской анималистической школы. Он родился 14 октября 1879 г. в с. Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии,  был внебрачным сыном помещика П.Ф. Розетти. Воспитывался сестрами отца, своими тетями Екатериной Феликсовной, Дарьей Феликсовной и Маргаритой Феликсовной. Детство Комарова прошло в имении, в деревне.

     Работы Комарова находятся во многих музеях мира и нашей страны, есть они и в  Данковской картинной галерее. Трудно подсчитать, сколько его картин находится в различных музеях – 700 или 1000. Эта работа ещё не проделана.

      В своих работах А.Н. Комаров достиг высокого мастерства, создав художественные произведения непреходящей ценности.  Заслуги художника не раз отмечались, он имеет звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР”, "Народный художник РСФСР”. Мы  гордимся своим дорогим земляком, подвижником родного искусства.   

     Он прошел долгий творческий путь, мы называем Алексея Никаноровича патриархом русского анималистического направления в изобразительном искусстве. Замечательно, что, несмотря на свой преклонный возраст, он сохранил твердость в рисунке и колорит в живописи. Разнообразен и широк его талант, в том убеждаешься, мысленно окинув взором работы Комарова от первых лет творчества до наших дней.

     Алексею Никаноровичу часто задают вопрос: «Когда вы стали анималистом?». Он отвечает: «Скорее скажу, когда я им не был».

     Маленьким мальчиком он как мог лепил из хлеба разных животных, а в десять лет рисовал, подражая Каразину, или копировал Кунерта и Шпехта — иллюстраторов «Жизни животных» Брема.

     Алексей Комаров без труда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, что свидетельствовало о большом даровании юноши. Занятия в училище помогли становлению таланта молодого анималиста. Он сразу увлекся рисованием животных отечественной фауны — медведи, лоси, волки и разнообразные птицы зоологического сада представляли богатый материал для зарисовок и изучения формы. Одновременно он изучал живую натуру в анималистическом классе художника А. С. Степанова.

      Правдивые рисунки А. Комарова привлекли внимание журнала «Псовая и ружейная охота». Редактор Озеров пригласил молодого художника поработать в его имении, где была большая псовая охота. А. Комаров не раз участвовал в охотах с борзыми, наблюдал и зарисовывал сцены травли волков, лисиц и зайцев, рисовал собак на псарне. С тех пор борзые и лошади стали любимыми героями его картин и рисунков.

      Художник-анималист в своем творчестве чаще всего привязан к некоторым излюбленным животным, их он чувствует наиболее остро и с большим совершенством отражает в своих произведениях. С уверенностью можно сказать, что А. Н. Комаров принял и продолжил традиции классиков охотничьего жанра — Сверчкова и Петра Соколова, но вместе с тем, будучи прекрасным рисовальщиком и колористом, сделал большой шаг вперед в изображении псовой охоты, разнообразных видов ружейной охоты с гончими, легавыми собаками и многих других. Изучение строения и формы животных, их движения и общего поведения, профессиональное знание способов и правил охоты дали художнику возможность правдиво отражать в набросках и картинах все их многообразие.

      А. Комаров много времени отдавал иллюстрированию в различных изданиях. Работа в области иллюстрации давала возможность жить в деревне, где снова проявилось увлечение художника охотой. Надо думать, что охота сыграла не последнюю роль в углублении творчества анималиста.

     Когда А. Комаров рисует и пишет своих зверей и птиц, он обычно не ограничивается рамками портрета животного, а вписывает его в характерный пейзаж. Жизненная правда возникает благодаря глубокому знанию всех условий, в которых обитает животное. Увлечение охотой для художника-анималиста — не потерянное время, а источник глубочайшего ощущения близости природы и животного мира. Увлечение это усилило любовь к природе, а ею пронизано все творчество А. Комарова.

     Алексей Никанорович никогда не оставляет станковую живопись. Мы видим, как в его картинах отражены все времена года: весна — тяге и тока, яркое брачное оперение птиц, лето — птичья и звериная молодежь. С особым искусством передал художник сценку играющих у норы лисят, они не выглядят у него уменьшенными взрослыми, а имеют свой характерный младенческий облик. Встают перед глазами картины зимы — пурга, в снежном вихре затерялись розвальни, закутаны в тулупы охотники. В своих записках А. Комаров так говорит об этой теме: «Как я люблю слушать гневный шум качающихся от ветра елей, когда метель бросает в лицо охапки снега и весь воздух наполнен снежной пылью и не видно дороги, даже лошадей не видно...»

     Станковые картины А. Комарова заняли свое место во многих музеях Советского Союза: в Зоологическом музее МГУ, в Музее коневодства и Биологическом музее им. К. А. Тимирязева. Сто семьдесят полотен хранится в "Дарвинском музее » в Москве.

     Работы А. Комарова можно видеть во многих краеведческих музеях страны. Около сотни картин он передал коллекционеру Рехлову, организовавшему музей в Шушенском и показывавшему собрание картин на передвижных выставках в городах Советского Союза и заграницей.

     Участвуя в научных зоологических экспедициях, А. Комаров накопил большое число зарисовок диких животных и пейзажных этюдов, они легли в основу многих его картин и иллюстраций. С большим успехом А. Комаров иллюстрировал многочисленные научные издания — монографии, книги и статьи. Своими рисунками, акварелями художник всегда удовлетворял придирчивых ученых-зоологов, требующих большой точности в изображении животных.

     С 1936 г. Алексей Никанорович поселился в Песках под Коломной. Особенно плодотворно он работает акварелью, а за последнее время — сухой кистью. В этой манере он показал исключительное мастерство. Произведения 1965—1973 годов отмечены свежестью колорита и твердостью рисунка. На выставках последних лет останавливали внимание его картины: «Группа маралов на снегу» (1967), «Стадо лосей» (1969), «Борзятник с русаком» (1967), «Две борзых» (1970), «Заяц-беляк» (1973) и многие другие.

     Значительное место в творчестве А. Комарова занимают иллюстрации детской литературы. Своеобразными правдивыми рисунками художник передает детям свою любовь к животным. Деятельность этого рода началась еще в далекие дореволюционные годы в издательствах Сытина, Ступина, Кнебеля и продолжается в советских издательствах.

     Велика заслуга художника, настойчиво напоминающего своими картинами, иллюстрациями в книгах и журналах, открытками, почтовыми марками, литературными очерками-воспоминаниями о необходимости любви к животным, об охране природы.

    «Я старался,— пишет в своих записках А. Н. Комаров,— заразить зрителей и читателей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю».

      Алексей Никанорович достиг того, что хотел, что ставил своей творческой задачей. Огромная армия читателей книг и журналов, детской литературы, посетителей музеев знает и всегда помнит имя художника А. Комарова, певца природы нашей Родины, достойно носящего звание народного художника РСФСР.

     
             "Лисица"                                  "Дикий кот"                       "Медведь осенью"                             "Лоси"

Источники:
Работа "Исчезающая красота" ученицы МБОУ СОШ с.Воскресенское Поповой Екатерины  - http://vosshkola.ucoz.ru/index/raboty_uchenikov/0-61
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Часы
Погода
Возраст
Архив записей
Полезные ссылки
  • Министерство просвещения РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Управление образования и науки Липецкой области
  • Липецкий институт развития образования
  • Сайт отдела образования Данковского района
  • Наш опрос
    Кто Вы?
    Всего ответов: 24
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сайт учителя начальных классов Чугуновой Юлии Евгеньевны
    Конструктор сайтов - uCoz